Главная / Статьи

Он совсем не играет один...

        
   
Деянова Кира Юрьевна


магистр естественных наук,
эколог, биолог, географ.
Мама двух дочерей.

   

Очень часто можно услышать от родителей, бабушек, дедушек такую фразу: «Он совсем не играет один!» Давайте разберемся, от чего зависит умение «играть самостоятельно», а главное, как его сформировать?!

Задумайтесь о своих друзьях и знакомых… Вы наверняка найдете среди них и активных подруг – сангвиников, холериков, и молчаливых слушателей –флегматиков, меланхоликов, и разговорчивых или молчаливых в зависимости от ситуации – смешанные типы. Все эти люди когда-то были детьми и кому-то было комфортно играть одному, а кому-то только вместе с компанией. Но все эти люди умеют читать, мыться, чистить зубы, есть в одиночестве. Различает их только то, что кому-то наедине с самим собой быть комфортнее, чем другим.

С малышами все точно так же. Если Ваш ребенок активен, общителен, то время его игры в одиночестве будет меньше по сравнению с ребенком, предпочитающим одиночество.

Так сколько же ребенок «должен» играть один?

Все зависит от темперамента, настроения и умения играть одному. Совсем маленький малыш играет один недолго (по сравнению со взрослым): от 3 до 10 минут. После года это время увеличивается до 20 – 30 минут. Это не значит, что в это время Ваш малыш не обратится к Вам за помощью: прикрепить детальку, открыть фломастер... Если Вы устали, Вам надо приготовить обед и т.д., педагоги-психологи Объединения K&D предлагают Вам несколько способов занять малыша:

  • ватные палочки для ушей

Предложите их ребенку в коробочке без крышки. Как они рассыпаются! А как их можно разбрасывать! а потом собирать в шуршащий пакетик! Это очень полезное занятие для развития мелкой моторики ребенка.

  • влажные салфетки

Вытаскивание из шуршащей упаковки мокрых салфеток - очень увлекательное занятие! Малыш учится различать свойства ткани: мокроесухоевлажное.

  • нашитые на ткань пуговицы – рецепт от наших прабабушек и прадедушек

Крупные яркие пуговицы, пришитые на белую ткань, очень полезны для развития малыша. Эта игрушка пригодится Вам на долгое время. Главное в такой игрушке – это пуговицы основных четырех цветов (?????) + черная и белая. Для детей постарше можно добавить разные формы: квадрат, овал, ромб.
Девочкам мы предлагаем поиграть в салон красоты, где мама – клиент. Ни одна девочка не останется равнодушной перед маминой косметичкой. Даже если в ней только крем и блеск. Предложите малышу еще и расчески.

Для мальчиков прекрасно подойдет набор крупных гаечных ключей и какой-нибудь сломанный механизм: колонка от компьютера, мышка, клавиатура. Последнее увлечет и мальчика и девочку.

Чтобы малышу было интересно играть, подобные предметы лучше доставать только по случаю игры.

Сам навык индивидуальной игры формируется длительное время – 1 – 3 года в зависимости от темперамента малыша. Если Вы видите, как малыш что-то делает сам (разглядывает игрушку, перебирает детальки, рисует), не отвлекайте его. Он сам позовет Вас, когда понадобитесь. Пусть это длится минуту, но это его время.
Если Ваш ребенок не может смириться, что вы проводите время за компьютером, попробуйте объяснить не словами, а действиями: когда он сядет смотреть мультфильмы, начните его отвлекать: просите почитать, полепить, да просто поиграть и побеситься. Если Ваш малыш все бросит и побежит с Вами играть, ему действительно не хватало внимания. Если он не соглашается, то постарайтесь объяснить ребенку, что Вы, как и он, иногда хотите «поиграть сама». С детьми постарше (примерно от 4-х лет) обговорите время, которое вы можете проводить за компьютером самостоятельно, в полном одиночестве. Покажите ребенку часы (лучше с круглым циферблатом), обратите его внимание на минутную стрелку. Объясните, что, когда стрелка доползет до цифры 3, 4,5…, Вы освободитесь. Скорее всего, первые несколько раз малыш решит проверить разными способами, можно Вас поднять или нет. Здесь обращаемся к терпению и спокойно спрашиваем:


– Стрелка доползла до 3,4,5?

– Нет.

– Я освобожусь к этому времени.


Если малыш не уходит и тихо канючит, постарайтесь спокойно объяснить дальше:

– Ты пока построишь башенку или разукрасишь машинкипринцессу (для всех возрастов)

– Что лучше: стоять и канючить рядом или построить красивую башенку, нарисовать принцессу и т.п. (от 3-4 лет). Вариант вопроса «что лучше» способствует началу самоанализа малыша. Он потихоньку начинает сравнивать свои действия и последствия.


Если малыш не унимается и начинает бить по клавиатуре, постарайтесь так же спокойно сказать, что Вам придется уйти и посидеть одной, если это будет продолжаться.

Смысл всех вышеописанных действий не в том, чтобы добиться спокойного зависания в интернете, а в том, чтобы донести малышу, что вы тоже можете быть заняты. А уж сидите Вы в интернете, шьете, готовите, делаете маникюр, да, может, просто лежите – не важно! Главное, что малышу нужно аккуратно постараться дать понять: МАМА ОТДЫХАЕТ!

Удачи Вам и доброго дня!

© KD Group. +7 (985) 009 1105
e-mail:kdmsk@bk.ru